С чего все началось
Как и все на этом свете — с идеи, которая вышла из «боли». А идея была проста. В Туле мало частных садов, которые отвечают требованиям … О чем это я? Почти вообще нет садов, куда можно было бы спокойно отдать ребенка, где бы им занимались воспитатели и полноценно развивали, в то время, как родители со спокойной душой зарабатывали билеты Банка России.
А что с обычными садами?
Тем временем муниципальные сады забиты до отказа. Когда мы уже начали принимать заявки от родителей, одной мамой был поставлен абсолютный рекорд: 956 место в очереди на детский садик. Правда это или нет — я не могу утверждать на 100%, но есть ощущение, что это все-таки больше правда. Были, конечно, и 25, 7, 120 места в очереди, но рекорд до сих пор не побит никем.
«Как бы это эпично ни звучало, но мы хотели сделать лучше, чем то, что есть. И понимали как это сделать»
Задача №1. Найти деньги и помещение
Для начала нужно определиться с количеством детей, а точнее — помещение само за тебя определит, сколько детей будет у тебя в саду. Да это рынок. Приходится выбирать из того, что есть. После двух недель поисков и разочарований, было найдено помещение в районе 250 кв. м. с ценником в 650 рублей за квадрат. Дорого или нет — это вопрос второй, так как собственник начала диктовать свои условия, которые выгодны только ему и никому более: «Вы оплатите сразу 2-3 месяца, никаких «каникул» на ремонт и сборку оборудования, а также Вы пропишете меня как сотрудника, чтобы платить часть аренды в виде зарплаты, и тем самым, уходить от налогов». Нет друг, так не пойдет. Мы отказали.
Это было уже 5-6 место, которое мы оценивали, и по сути из хороших мест не осталось ничего. Вечером, дабы еще раз оценить предложения на рынке недвижимости, я зашел на сайт объявлений и в глаз мне бросилось объявление, которое разместили буквально 5 минут назад. Помещение было идеально. Не буду вдаваться в подробности, так как критерии отбора помещения для детского сада это целый список из «Если, то … , а если не то, то вот так». В нем уже был сделан ремонт, была своя пристроенная к нему площадка, огороженная забором, все было выполнено по СанПину и ТПБ. Плюсом ко всему — это был собственник, который, к тому же оказался очень положительным человеком. Говорил мало, делал быстро и пошел нам навстречу. Ждал до последнего перевода денег от нас, хотя его помещение хотела снять федеральная сеть фитнес-залов, и магазин разливного пива. Куда без них? Их же всего было там 4 магазина на 6 домов.
Оставив предоплату в 10 000 руб, которая по сути дела была частью моей предоплаты за сайт, который я делал другу, мы начали искать деньги.
Да, кстати, у нас не было денег на открытие сада. Вообще. Но ведь деньги — это же не проблема, верно?
Верно. Так как мы нашли деньги. Мало кто знает, что существуют федеральные и региональные программы по поддержке малого и среднего бизнеса. Мы и раньше в них участвовали «для фана», защищая разные проекты, поэтому уже было представление, как и что делать. Потратив неделю на заполнение бизнес плана, в который мы заложили все «если, если», а также «худший вариант» и точку безубыточности, а также сбор очень важной макулатуры для фонда, проиграв пару раундов защиты проекта, мы в итоге выиграли конкурс и получили 1 млн рублей, который благополучно потратили на закупку оборудования, техники, а также прочих мелочей, которая изложена на десятка листов закупки материала.
Я даже не хочу вспоминать, сколько времени мы убили на поиски того самого массажного коврика или тех самых детских качелей. Ко всему прочему, нужно было найти их еще и по адекватной цене. Сейчас будем подавать заявку еще на 1 млн, а также на одну или две субсидии в размере 2/3 компенсации от уже истраченных денег.
«Все новое — это непонятно и страшно»
Родители при виде нас, сначала удивлялись тому факту, что мужчины вообще имеют какое-то отношение к саду, а потом в телефонном разговоре говорили: «Вы знаете, мне страшно отдавать ребенка в сад, где воспитатель — мужчина». Было принято решение нанять администратора, которая будет встречать родителей и рассказывать про сад. Женщины лучше понимают женщин, и уровень доверия выше. Мы же в свою очередь сняли с себя лишнюю задачу и уделили внимание вещем поважнее: генерация потока клиентов и подготовка помещения к полноценной работе. Кстати, администратором стала молодая мама, которая хотела отдать ребенка в наш сад, а также искала работу. Хорошего человека видно сразу, особенно, когда «зеркалом» является ребенок, если малыш веселый и открытый — значит его воспитывали с любовью. А в нашем деле это важно.
Задача №2. Кадры решают все.
Как происходит подбор персонала
Найти хорошего сотрудника — сложно. На данный момент ситуация с кадрами обстоит следующим образом.
- Есть воспитатели (администраторы, повара, помощники воспитателей) с 20-30-40-ка летним стажем, огромным количеством грамот. Это — люди «старой закалки», которые в большинстве, не готовы изучать новые программы обучения, следить за развитием общества и, соответственно, внедрять новые подходы к развитию и образованию детей дошкольного возраста. У них за всю их немаленькую жизнь сложилось собственное представление о роботе сада, которое невозможно уже поменять. Такие кадры на вряд ли подходят.
- Молодые выпускники педагогического института. При работе с ними тоже есть свои нюансы: они готовы работать на энтузиазме, открыт для всего нового, но в любой момент могут просто «остыть» к этой работе и начать искать себя в чем-нибудь новом, внезапно написав заявление об уходе. Так как они без опыта, то приходится тратить некоторое время на их обучение. Правда, по собственному опыту мы поняли, что проще обучить молодого специалиста, чем пытаться переучить старого.
- Прочие кандидаты — такие, как молодые мамы, которые воспитывают собственного ребенка, читают массу литературы, и считают, что готовы заняться этим профессионально, либо специалисты из других областей, решивших, что если есть, к примеру опыт управления магазином, то и детским садом смогут управлять. К сожалению, это не всегда так.
За две недели к нам пришло более 50-ти кандидатов, из которых было отобрано всего 5 человек, подошедших нам по требованиям. Кстати, в процессе отбора мы узнали, что тульский Педагогический Институт подготавливает хороших специалистов, которые и в Москве, к примеру, ценятся. Были приятно удивлены этим фактом.
В результате, сегодня минимальное количество кадров (4 воспитателя, заведующая, три помощника воспитателя и повар) для начала работы сада сформировано. Но в ближайшее время нам необходимо будет найти еще 4 воспитателя под полную загрузку сада (45 детей).
Задача №3. Оформление
Как оформить сад
В саду, у юного, но уже перспективного человека будет формироваться представление о Мире. Воспоминания о саде должны быть самые лучшие, тем более в тот период, когда мозг потребляет информацию тоннами и ее всегда мало.
Не читали Масару Ибука «После трех уже поздно»? Нет, серьезно, не читали? У Вас есть ребенок и Вы не читали эту книгу? Исправьте это срочно, пока еще есть возможность что-то исправить.
Вот такого быть не должно
Нужно чтобы было уютно, вот так
Это нарисовала нам художница, которая приехала из Санкт-Петербурга, хотя она на само деле из Челябинска, но жила неделю в Туле, в саду, оформляя стены, а потом уехала в Москву, чтобы потом опять вернуться и доделать другой заказ.
Как у нас кончились деньги
Мне тут пишут с завидным постоянством «Скинь бизнес план», «Есть гениальное предложение для тебя». Допустим, не рассчитал я риск и скинул Вам бизнес план. Знаете, что будет дальше? А дальше вступят в силу региональные поправки. Зарплата во всех регионах одинаковая? Нет. Цены на продукты тоже? Нет. А брать будете в магазине? Опять задача. Ну а что будет, детский сад или детский центр? Мы поменяли концепцию — теперь у нас и детский сад и семейный центр. И даже фитнес для молодых мам, пока их дети в саду. Поймите, что даже наш «идеальный» бизнес план посыпался. Расходов стало больше, чем планировали. Что-то, что мы закладывали — попросту ушло в небытие за ненадобностью. Опыт показал, что дорого, не значит хорошо, а то что кажется нужным — не факт что нужно.
Если Вам нужен бизнес план, единственный человек, который сможет вам его составить — это Вы сами. А перед тем необходимо понять, что Вам нужно, как сильно Вам это нужно и сколько это будет стоить. Ну и не забывайте про 15% — 20%, которые все равно будут перерасходом.
Задача №4. Сделать то, что нужно клиенту
Нам помогут клиенты. И мы решили их спросить прямо. Изначально мы хотели отрыть детский сад. Просто детский сад. Вы просто отдаете ребенка, а мы просто с ним занимаемся, силами воспитателей, кормим его, пока вы спокойно зарабатываете деньги на работе, а в особо тревожный момент просто включаете приложение на телефоне и в режиме прямой трансляции наблюдаете, чем занят Ваш малыш: кушает ли, играет, не бьют его и не кричат ли на него воспитатели. Поверьте, мы многое знали за это время про сады. Да, детей там бьют. Поэтому у нас камеры в каждой комнате. Мне спокойнее. Родителям спокойнее.
Но это было изначально. Родителям не нужен просто детский сад. Точнее нужен, но зачем плодить одно и тоже, когда реально проще и лучше сделать целый детский комплекс, где мы будем постепенно наращивать количество и качество услуг.
В любом деле надо быть готовым к переменам, которые порой происходят каждый день
«Гибкость — залог успеха»
Делать надо то, что нужно клиенту в данный момент, то, без чего ему тяжело и невыносимо сложно
Как мы это поняли и реализовали
Для того, чтобы пообщаться напрямую с целевой аудиторией мы начали делать курсы для молодых мам и их малышей. Приглашали на первое бесплатное занятие, где ненавязчиво задавали вопросы по саду, что лучше положить на пол? Ламинат или линолеум? Какие развивающие занятия Вам необходимы в первую очередь? Какие цены бы Вас устроили и не отпугнули? Родители охотно отвечали на вопросы и давали обратную связь. Тем более первое бесплатное занятие — это минимальный стресс для потенциального клиента. Не надо платить, просто приходите и занимайтесь с детьми под руководством наших воспитателей.
Вот как это происходило
Что мы узнали от своих мам
Курсы — это здорово, но у всех это дорого или «как то не так». Что не так? Выяснили, «починили», предложили. Если дорого — делали доступнее. Если не то, давали то, что нужно. Нужен английский — будет английский, просто подключали преподавателя. Нужен психолог для ребенка? Будет. Нужен мегакрутой психолог? Есть. Просто по другой цене. Нужно просто оставить ребенка на 2-3 часа — не проблема. Нравится помещение и Вы хотите просто поиграть с ним у нас, так как дома не позволяет площадь? Рады видеть Вас. Проблема с лишним весом у мамы после родов? Супер! У нас есть фитнес зал, Ребенок занимается на «развивашках» — Вы наверху с другими мамами под музыку делаете фитнес упражнения.
Слушайте клиента и он сам расскажет Вам, что ему нужно
Что мы еще узнали
Плитка — это холодно. Ламинат или линолеум? Лучше ламинат. Он даже дешевле. Постелили подложку, за ночь кинули ламинат и теперь наша комната отвечает тем требованиям, которые предъявили клиенты. Чуть позже на нем будут лежать коврики, чтобы было еще теплее.
Вечер
Утро
До самого открытия мы будем проводить курсы для молодых мам и их малышей. Первое занятие — бесплатно. Это минимум стресса при первом знакомстве с детским садом. Этим мы формируем лояльную аудиторию, с которой ведем диалог и становимся лучше.
Задача №5. Деньги. Они опять кончились
В самый важный момент, деньги которые должны были прийти вторым траншем, не пришли. Нам отказали.
Ничего страшного. Мы подали заявку, которую обязательно должны взять. Просто потому что должны. Мы еще недокупили оборудования для кухни, а ткже небольшой кусок из списка необходимых покупок. До 1-го мая мы обязаны открыться и иметь в штате четырех сотрудников на МРОТ, так как у меня обязательство перед фондом, которые я на себя взял при выделении денег на открытие.
Субсидия, которая должна была прийти и погасить 2/3 от моих трат, а это порядка 500 000 рублей, естественно перенеслась на 2-3 недели. Да и не факт, что я ее выиграю и получу.
А кто сказал что будет легко?
Покредитовавшись в банке на 200 000 рублей, чтобы докупить минимальное необходимое оборудование, мы подали заявку на второй транш. Это по сути вабанк. Если одобрят, то мы гасим кредит этим же месяцем, докупаем уже все необходимое и уже полноценно работаем.
К чему это все я? Бизнес план, прописанный вроде бы максимально подробно — работает, но не на все сто. Всегда выскакивают нюансы, непредвиденные расходы. Дата открытия перенеслась. Необходимый объем предварительных договоров, которые должны быть к n-числу, не соответствуют плану. Детский сад, который должен быть просто детским садом, трансформировался в детский комплекс, где будут оказываться разного рода услуги для мам и их малышей.