3mu.ru

Обитаемый остров

Чего не показали в фильме и почему стоит прочитать книгу.

strugazkiyЕсли вы думаете, что Аркадий и Борис Стругацкие писали приключенческие романы, то серьезно ошибаетесь — их невероятные человеческие драмы, приправленные сочными декорациями из космических кораблей и светлого будущего заставляли школьников того времени ошалело перебирать дрожащими пальцами страницы — смеяться, ужасаться и плакать одновременно.

Стругацкие писали простым человеческим языком о судьбах простых людей, попавших в непростые условия, поэтому их книги действительно легко читаются и перечитываются!

Классические Стругацкие действовали как иллюзионисты — они не позволяли себе полоскать главного героя в кровищи, описывать любовные сцены и потоки дерьма. К примеру, «Пикник на обочине», именуемый в народе «Сталкером» был подобен невероятно хорошему фильму ужасов, где без бензопилы и кровавых кишок, режиссёру удается нагнать такое количества нечеловеческого страха и поместить героя внутрь такой чудовищной драмы, что кажется, сейчас от накала просто остановится сердце.

Уважаемый читатель, вне всяких сомнений смотрел «Обитаемый остров», и, конечно же, ничерта не понял — кроме того, что главный герой терпит крушение на отсталой планете и пытается там выжить.

Итак, что же не показали нам режиссёры?

1. Во-первых, никакого стильного постапокалипсиса не было, а бы — загнивающий и душный мир:

— Массаракш! — сказал, наконец, однорукий, вытирая слезы плечом. — Это была большая ошибка — уничтожать старые кадры: они бы научили вас относиться к своим обязанностям спокойно. Вы слишком эмоциональны. Вы слишком ненавидите. А вашу работу нужно делать по возможности сухо, казённо — за деньги. Это производит на подследственного огромное впечатление. Ужасно, когда тебя пытает не враг, а чиновник. Вот посмотрите на мою левую руку. Мне её отпилили в доброй довоенной охранке, в три приёма, и каждый акт сопровождался обширной перепиской… Палачи выполняли тяжёлую, неблагодарную работу, им было скучно, они пилили мою руку и ругали нищенские оклады. И мне было страшно. Только очень большим усилием воли я удержался тогда от болтовни. А сейчас… Я же вижу, как вы меня ненавидите. Вы — меня, я — вас. Прекрасно!

2. «Обитаемый остров» это современный прототип КНДР. Это мир Советского Союза в том случае, если бы исторически страна просрала все, что только могла —  во-первых, никакой революции не было. В стране до сих пор малопонятная то ли монархия, то ли демократия, с извращенной структурой правления.

Во-вторых страна проиграла вторую мировую войну с применением ядерного оружия — повсюду лежат ржавеющие танки и мины, но не смотря на невероятную разруху и голод страна продолжает вооружаться. Это мир, в которой ни е одной войне не бывает победителей:

— Уму непостижимо, — сказал Максим, — как это мы ухитрились проиграть войну при таком количестве техники на квадратный метр. — А откуда ты взял, что мы ее проиграли? — лениво спросил Зеф. — Не выиграли же, — сказал Максим. — Победители так не живут.

3. В этом мире не было эпичнейшего хэппи-энда и быть не могло:

— Ты многое забыл, — проворчал Странник. — Ты забыл про передвижные излучатели, ты забыл про Островную Империю, ты забыл про экономику… Тебе известно, что в стране инфляция?.. Тебе вообще известно, что такое инфляция? Тебе известно, что надвигается голод, что земля не родит?.. Тебе известно, что мы ме успели создать здесь ни запасов хлеба, ни запасов медикаментов? Ты знаешь, что это твоё лучевое голодание в двадцати процентах случаев приводит к шизофрении? А? — Он вытер ладонью могучий залысый лоб. — Нам нужны врачи… двенадцать тысяч врачей. Нам нужны белковыесинтезаторы.Нам необходимо дезактивировать сто миллионов гектаров заражённой почвы —для начала. Нам нужно остановить вырождение биосферы… Массаракш, нам нужен хотя 6ы один землянин на Островах, в адмиралтействе этого мерзавца… Никто не может там удержаться, никто из наших не может хотя 6ы вернуться и рассказать топком, что там происходит…

4. Гипноизпучатепи. Гипноизпучатели в фильме показаны достаточно странно-однако именно на них держалась логика мира. Что же это были за излучатели? Это были такие штуки, которые раз в сутки раздавали в мозг людей интернет и заставляли их колбаситься от счастья. Ровно в это время по радио на всей территории государства врубали патриотическую музыку и правительство дарило своему народу один час невероятно преданной, наркотической любви к своей стране. По-началу главный герой, Максим Каммерер, который не был подвержен влиянию излучателей, просто не понимал какого черта здесь происходит.

Вопреки фильму, Максим очень быстро сбивает со своего друга, Гая спесь и фактически берет над ним шефство.

Одной из самых сильных сцен книги был полет Максима и Гая на самолете — когда они то вылетают, то влетают за пределы действия излучателей, и Гай, не услышав точно по расписанию имперский марш по радио, видит перед собой Максима и захлебывается в слезах и фантастической преданностью своему товарищу — объявляет его братом, учителем, императором и наместником бога. После чего Максим сухо извиняется перед смущенным Гаем, когда действие излучателей заканчивается и дает обещание больше не залетать в зону их действия.

5. Другая эпичнейшая сцена — это стычка со странником:

Максим с торжеством повернулся к Страннику. Дьявол лежал на боку, обхватив живот длинными руками, глаза его были закрыты. Максим осторожно придвинулся. Из покореженной малолитражки высунулся Вепрь. Он возился и ерзал, пытаясь выбраться наружу. Максим остановился рядом со Странником и наклонился, примериваясь, как ударить, чтобы покончить сразу. Массаракш, проклятая рука не поднималась на лежачего… И тогда Странник приоткрыл глаза и сипло произнес: — Dumkopf! Rotznase! — Максим не сразу его понял, а когда понял, у него подкосились ноги. Дурак… Сопляк… Дурак… Сопляк…

Проще говоря, здесь, в погибающем мире, в тысячах световых лет от земли внезапно — человек за которым он гонялся всю книгу заговорил с ним на чистом немецком.

Экранизация Стругацких подобная попыткам переводить Пушкина — до тех пор пока не появится настолько же талантливый переводчик как Пушкин — поэт, а в случае со Стругацкими — режиссер, лучше к экранизациям не подходить ни на шаг, а хватать книжку и читать запоем несколько раз!


Если наш контент вы сочли полезным, то можете отблагодарить материально. Спасибо за вашу поддержку.


Опубликовано

в

от

Метки: