Путешествие по Индии, в храм Кхаджурахо

Как описать железнодорожный вокзал в Индии? Это огромная толпа людей, гигантским неторопливым потоком движущаяся от платформы к платформе. Это бесконечная вереница носильщиков (кули), с безразмерными булатами, чемоданами, клетками с какими-то животными и тюками на головах, в руках, на спине. Это оглушающие звуки, тошнотворный запах, который исходит от гниющих овощей, падали и пота.

indiyskiy-hram

Вы спросите, как меня вообще занесло сюда, в Индию? Ответ прост, захотелось острых ощущений, а также побывать в разных странах мира, чтобы жизнь не проходила мимо меня, и чтоб на старости не сожалеть о зря прожитых годах! Но вот я здесь, в чужой стране, и собираюсь ехать из столицы Нью-Дели в Харпалпур! Еще до этого, заботливые индусы, предупредили меня, что туда лучше всего ехать поездом.

Всего каких-то пятьсот километров- это час на самолете, но…пользоваться услугами внутренних индийских авиалиний не только опасно и дорого, также есть шанс просидеть в аэропорту целую вечность, рейс- то чартерный. И я решила воспользоваться шансом, ведь я еще не ездила на поезде по Индии. Да и заверили меня, что меня ждет масса новых впечатлений, ведь ничто так не развлекает, как путешествие по земле. Тем более храмы Кхаджурахо , куда я собралась, расположены в самом центре Индии, в ее, так сказать, сердце. Сяду в поезд, к утру приеду Харпалпур. Оттуда до Кхаджурахо рукой подать.

И вот. Я стою на платформе, где полным ходом идет посадка, мое сердце каменеет – в этом ужасе мне предстоит ехать целую ночь… Вагоны – антиквариат начала прошлого века, что то среднее между загаженной пригородной электричкой и грузовыми крытыми платформами, на которых у нас перевозят скот. Я в ужасе бреду вдоль платформы на дрожащих ногах и замечаю два довольно таки симпатичных вагона. Спрашиваю у проводника, куда они следуют, и о радость, это как раз то, что мне нужно! Услужливый проводник подхватывает дорожную сумку и вводит меня в чистое и просторное купе.

Итак, у меня впереди еще целая ночь, на протяжении которой я точно не усну. И я погружаюсь в изучение туристических проспектов. Храмы Кхаджурахо – это территория индийского штата Мадхъя-Прадеш. С IX по XIVвек это было государство Чанделов. Его жители были индуистами и поклонялись Вишну и Шиве. Всего в Кхаджурахо существовало 85 храмов. Из которых сохранилось лишь 22! Согласно легенде все храмы были построены меньше чем за 100 лет. В настоящий момент площадь музея-комплекса, включая и руины и раскопки археологов, чуть больше 5 квадратных километров. Музей, отели, и сувенирные лавки появились в этих местах лет 30-35 назад благодаря программе развития туризма, принятой правительством Индии.

А для Запада Кхаджурахо открылся лишь в самом конце XIX века. Именно тогда когда был переведен и напечатан древний трактат о любви «Камасутра». Но сначала Запад с его жесткими пуританскими канонами не воспринял эту публикацию, хотя стал привлекать множество туристов. И вот настало утро и я уже Харпалпуре. Я вышла на привокзальную площадь и с удивлением или даже с беспокойством обнаруживаю что тут нет стоянки автобусов или такси. Но тут ко мне подбегает мужчина и начинает орать в самое ухо:
— Частное авто! Частное авто! Не дорого! Комфортно!

А в невдалеке стоит автомобиль разукрашенный гирляндами, шариками и лубочными картинками , изображающими местных святых. Отель « Кхаджурахо» (четыре звезды) приятно удивляет не только смешной ценой, но и хорошим сервисом и интерьером.

Храмы Кхаджурахо историки делят на три группы- западную, восточную и южную. На следующий день, сразу после завтрака я решила отправиться в западную группу, которая с архитектурной точки зрения является наиболее интересной.

На экскурсии я люблю ходить в одиночестве. Терпеть не могу толпы туристов, а также учитывая некоторую специфику данного места, боюсь хихиканья и пошлых реплик за спиной.
Читаю табличку, прикрепленную в нескольких метрах от входа – «Храм Кандарья Махадео». Согласно справочнику, в этом храме 872 скульптуры. Здание стоит на платформе высотой около 4 метров. Я отхожу несколько шагов в сторону, закидываю голову, и передо мной открывается такой вид, который трудно передать словами, у меня просто перехватывает дыхание.

На фасаде, стенах, в арках, окнах – человеческие фигуры. Они охватывают храм со всех сторон, словно поддерживают его в воздухе. Фигуры динамичны и объемны и содержат огромное количество тщательно проработанных элементов. У женщин на руках и ногах браслеты, в ушах сережки, вокруг талии пояса. Волосы уложены в изысканные и замысловатые прически. У мужчин – особые шапки, рельефные мускулы рук и ног.

Великое таинство любви здесь предстает перед глазами изумленной и смущенной публики. У меня возникает почти навязчивое желание подойти вплотную и потрогать руками одну из скульптур. Женщина стоит, слегка закинув голову назад. Ее пышные волосы рассыпались по плечам, глаза лукаво прищурились, пухлые губы чуть приоткрыты. Мужчина за спиной женщины напрягся, его тонкие пальцы ласкают грудь партнерши. Вот сейчас женщина повернет голову.

Только через два дня в поезде, который увозит меня назад в Дели, я обретаю способность логически мыслить и воспринимать окружающий мир. Да, эти скульптуры, этот храм действительно завораживают, и ты воспринимаешь окружающее по иному. Там другая энергетика, там присутствует средневековая магия.

Человек в этом мире может отказаться от многих вещей, но он не может и не должен отказываться от возможности любить и быть любимым. Для того чтобы это понять, стоит посетить Кхаджурахо!


Опубликовано в Туризм и Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*