Уроки изобразительного искусства

Эти 4 урока помогут вам научиться рисовать практически с нуля. Читайте внимательно, так как изображений почти не будет.

izobrazitelnoe-iskusstvo

УРОК 1УРОК 2УРОК 3Урок 4

УРОК 1

В самом начале я предлагаю научиться наблюдать отдельные объекты окружающего мира. Для работы потребуются акварельные краски, кисти, бумага размером 10х10 см., карандаш 2Н (2Т), ластик. Краски должны быть качественные, мелкотертые. Лучше покупать их в специализированных магазинах, проконсультировавшись с продавцом. Кисти нужны круглые: беличья №9 и колонок №3-7. Хорошая кисть при смачивании водой должна давать идеально тонкий кончик. Бумага должна быть плотной и не слишком впитывающей влагу, т.е. она должна допускать исправления. Бумагу следует прикнопить строго вертикально или строго горизонтально к доске, стоящей под наклоном 45 градусов и перпендикулярно углу Вашего зрения.

urok-1Возьмите веточку винограда из 3-5 ягодок (желательно, чтобы ягоды отличались друг от друга по цвету), приколите ее на доску выше и правее Вашего листа бумаги. Если Вы посмотрите на веточку, наклоняясь вправо и влево, вперед и назад, то заметите, что она будет выглядеть по-разному. Поэтому первое правило работы с натуры — Вы должны решить, с какого места будете смотреть на изображаемый объект и в процессе работы постоянно проверять, с той ли точки Вы смотрите.

Сначала нужно будет выполнить подготовительный рисунок карандашом. Чтобы сделать правильный рисунок, надо наметить сначала общую область, занимаемую ягодами, представив ее в виде простой геометрической формы, состоящей из нескольких прямых линий. Рисуя область, постоянно сравнивайте наклоны и соотношения длин линий (если Вы не чувствуете их, можно прибегнуть к измерению: на вытянутую руку поставьте вертикально или горизонтально карандаш по оси Х и Y, при этом по оси Z он должен, быть перпендикулярным углу зрения, и подведите его к измеряемой области. Угол наклона области по отношению к карандашу и будет искомым углом на листе).

Внутри нарисованной области Вы намечаете также прямыми линиями отдельные части (ягоды), определяя их пропорции и наклон. После этого еще раз проверьте правильность намеченного и, стирая дополнительные линии, врисуйте в намеченные области изображение конкретных ягод. Все это надо делать легкими, слегка заметными линиями. Учтите, что природные объекты имеют как правило слегка заметные неровности. Наш мозг склонен сглаживать линейные и цветовые переходы, поэтому для выразительности рисунка их надо внимательно разглядеть и, рисуя, слегка утрировать.

Выше перечисленными правилами я рекомендую пользоваться в любом натурном рисовании по крайней мере до тех пор, пока Вы не начнете совершенно свободно владеть рисунком.

Всмотритесь в ягоды винограда. Какого они цвета? Зеленого? Возьмите несколько разных предметов зеленого цвета и сравните их с цветом винограда. Вы увидите, что цвет винограда значительно отличается от цвета этих предметов. Может быть в сравнении с ними он вовсе не покажется зеленым. Человеческий взгляд различает множество различных оттенков цвета, гораздо больше, чем красок в Вашем наборе. Поэтому Вам необходимо сначала научиться путем смешения красок подбирать нужный оттенок. Попробуйте на отдельном листе бумаги или на белой палитре смешивать разные краски и подобрать цвета всех Ваших зеленых предметов. Попробуйте подобрать цвет винограда. Для этого можно поставить пятно на палитре и поднести ее к винограду. Теперь еще раз внимательно вглядитесь в ягоды. Вы увидите, что они не одинаковые между собой и неодинаковые внутри себя. Представьте ягоду как набор разных цветовых пятен.

Сколько различий этих пятен Вам удалось разглядеть? Тренированный глаз может заметить десять и более различных цветовых пятен в одной ягоде. Но тем не менее все они не разрушают впечатления от общего цвета. Возьмите кисть и, начиная с верхней точки ягоды попробуйте изобразить все увиденные Вами пятна. Помните, что их различия надо немного преувеличивать, но не разрушая общего цвета. Различая более темные и светлые цвета, научитесь различать также и разницу в цвете. Закон живописи — освещенные и затененные части предмета всегда различаются по цветовому оттенку.

При работе акварелью нужно учитывать особенности акварельной техники: акварельная краска выглядит некрасивой, когда положена чрезмерно густым слоем; светлое достигается более прозрачным наложением красок, а исправления затруднены. Поэтому работать надо очень аккуратно и внимательно, бережно относясь к светлым местам. Чтобы добиться плавных переходов цвета, нужно начинать сверху вниз, кладя один мазок ниже другого, пока первый не высох. Старайтесь внимательно определить цвет, форму и местонахождение мазка, а поставив его, ставить следующий быстро. Работайте очень небольшими мазками и никогда не пытайтесь внести исправления в невысохший мазок. Исправлять можно нанося мазки поверх, только когда нижний слой хорошо просох.

Вам будет очень непросто правильно передать цветовую и тональную разницу в ягодах. Чтобы яснее увидеть тональную разницу, прищурьте сильно глаза. Тогда Вы ясно увидите основные тональные отношения и не увидите многих отвлекающих деталей.

Научитесь любоваться изображаемым предметом, уникальностью переходов цвета. Без любви и ощущения красоты результаты не будут хорошими.

Начиная работу лучше писать несколько светлее, последующими слоями обогащая и уточняя написанное

Написав 20-30 таких работ, Вы достигните вполне приличных результатов. Объектами изображения я советую выбирать фрукты, овощи и другие объекты природного происхождения. Они должны быть богаты деталями и цветовыми валерами. Это может быть лук, чеснок, яблоки, гранат, кабачок, тыква и т. д. Предметы надо ясно освещать направленным светом, чтобы были хорошо видны освещенная область и тень. Вы должны научиться внимательно и постоянно рассматривать объект изображения (перед каждым мазком необходимо посмотреть на натуру), натренировать свой глаз на различение оттенков цвета, выработать аккуратность и терпение.

УРОК 2

Второй урок посвящен умению изображать иллюзию пространства на плоскости и восприятию пропорций. Для этого в изобразительном искусстве используется ряд приемов. Следует оговориться, что точное изображение видимого нами пространства невозможно. Мы возьмем два основных приема: линейную и воздушную перспективу.

Для работы нам понадобится карандаш ТМ или М (НВ, В), рисовальная бумага форматов А3 или А4, в зависимости от размеров изображаемых предметов.

Сначала научимся профессионально владеть карандашом. Карандаш нужно держать двумя пальцами, большим и указательным, на вытянутой руке. Остальные пальцы лишь помогают. Рука должна быть твердой в локте и кисти. Только так Вы сможете рисовать длинные и прямые линии, не прибегая к помощи линейки.

Потренируйтесь в держании карандаша и проведении прямых вертикальных, горизонтальных и диагональных линий.

Приступим к первому упражнению. Поставьте 3-4 прямоугольных предмета в разных поворотах и попробуйте изобразить их одной линией. Порядок рисования остается таким же, как описано в уроке1. Постоянно проверяйте наклоны и взаимоотношения сторон, взаимное расположение точек пересечения граней. Не используйте свои знания линейной перспективы — они не совпадают с видимым Вами, — учитесь делать все на глаз. Чтобы усилить впечатление пространства, ближние грани делайте более заметными линиями. С уходом грани в глубину, линия должна становиться тоньше, а дальние грани рисуйте самыми тонкими линиями. Повторите упражнение несколько раз, меняя точку осмотра (выше — ниже) и поворачивая предметы под разным углом.

urok-2Для второго упражнения понадобиться 3-4 подобных не очень сложных по форме цилиндрических предмета (вазы, чайники, горшки и т.п.). Поставьте их в один ряд и попробуйте нарисовать. Начинать надо также с основных пропорций — отношения высоты и ширины (не забудьте наметить видимые грани плоскости, на которой они стоят). Затем, если это симметричные предметы, проведите вертикальную линию, проходящую через центр симметрии. Далее разбейте горизонтальными линиями Ваш прямоугольник в тех местах, где видно резкое изменение формы предмета (постоянно сравнивайте, местонахождение этого места по сравнению с высотой предмета и другими такими же местами). После этого нарисуйте контур боковых сторон, при этом рисуйте по частям и всегда симметрично. Присмотритесь, и Вы увидите, что верхние и нижние края предметов неровные — представляют собой эллипс. Эти эллипсы нужно построить. У Вас уже есть вертикальная ось симметрии и горизонтальная, представляющая границу предмета. Внимательно посмотрите на видимое отношение ширины и высоты эллипса и пометьте на вертикальной оси точки пересечения с ней, расстояние от центральной осевой до переднего края эллипса будет чуть больше, чем до дальнего края. После этого симметрично нарисуйте сам эллипс. На донышке предмета нужно рисовать эллипс как будто предмет прозрачный. Обратите внимание как и насколько изменяется видимая выпуклость эллипса в зависимости от высоты расположения. Повторите упражнение несколько раз, меняя точку осмотра и передвигая предметы ближе — дальше.

Обратите внимание, что при наклонном положении предмета центральные осевые линии эллипсов не будут вертикальными и горизонтальными и могут не совпадать с контурами предметов. Их наклон будет перпендикулярен геометрическому углу наклона предмета, но так как геометрический угол трансформируется при восприятии пространства, Вам придется на глаз определять их видимый наклон.

Теперь Вы можете упражняться в рисовании сложных сочетаний форм. Рисуя их, рисуйте прежде всего внутренне их сочленение, а не внешний силуэт. Вам легко будет, если на каждом этапе Вы будете сохранять иллюзию пространства. Так силуэт человека или животного в сложном ракурсе будет похож на каракатицу, но рисунок, показывающий, как одна часть, изменяясь в пространстве, сочленяется с другой, будет убедителен.

Не забывайте про пространственность линий. Линией можно добиться очень большой выразительности: можно передать фактуру предмета, используя гладкие, шероховатые или прерывистые (например, для передачи перьев) линии; можно передать освещение, делая в местах теней линии более толстыми. Лучшей школой «постановки глаза» художники считают наброски. Их рекомендуется делать постоянно и много (в художественных школах задают не менее 15 набросков в неделю). Пока Ваш глаз еще недостаточно натренирован пользуйтесь мысленным расчленением изображаемого на простые прямолинейные формы, рисуйте сразу одну и другую сторону части формы. Начинайте с птиц, животных, затем переходите к зарисовкам отдельных людей, а затем и групп.

УРОК 3

Наше зрение адаптивно, т. е. оно приспосабливается к окружающему. Цвета окружающего нас мира значительно богаче, чем возможности красок. Из этих двух фактов следует, что изображение не является копией природы, а лишь условным переводом ее образов на язык искусства. Перевод этот не является механическим, а связан с чувствами автора. Из всего многообразия художник выбирает более для него значимое и усиливает его звучание, пренебрегая второстепенным. Средство, которым это достигается, называется цветовыми и тональными отношениями.

Задачей третьего урока является выработка умения видеть и отбирать характерное, работать отношениями. Для занятий потребуются те же материалы, что и для урока 1.

Предметы окружающего мира мы различаем по тону (светлее — темнее), по характерной окраске, по яркости, по контрасту к окружению (больше — меньше), по цельности (цельный — дробный) и по силуэту (явный — неявный). Все эти характеристики находятся во взаимосвязи. Попробуем понаблюдать эту взаимосвязь.

Упражнение первое

Возьмите два одинаковых по цвету апельсина и положите один на белый а другой на темный фон. Понаблюдайте, как изменится воспринимаемый цвет каждого из них. Напишите два небольших эскиза (размер примерно 10х10 см).

Упражнение второе

Возьмите пять одинаковых апельсинов и поместите их на ярких синем, зеленом, фиолетовом, красном и желтом фонах. Понаблюдайте, как изменится воспринимаемый цвет каждого из них. Напишите пять небольших эскизов.

Упражнение третье

Возьмите два одинаковых по цвету апельсина и положите на одинаковые фоны, но один на прямом солнечном свете (естественно в солнечный день), а другой в тени. Отойдите на большое расстояние и понаблюдайте, как изменится воспринимаемый цвет каждого из них и фона. Прищурьтесь сильно и посмотрите, как различаются оба натюрморта по яркости и по тону. Напишите два небольших эскиза. Эскизы лучше делать на одном листе. Запомните полученные впечатления, — Вы наблюдали основные законы зрительного восприятия, присутствующие всегда. Вам надо понять их смысл и научиться видеть постоянно.

Упражнение четвертое

Поставьте два натюрморта: один состоящий из очень светлых предметов и фонов в освещенной части комнаты, другой, состоящий из темных фонов и предметов в темной ее части. Долго посмотрите на один, затем резко переведите взгляд на другой. Это два крайних полюса. Напишите два эскиза, стараясь, чтобы один был максимально светлым, а другой максимально темным.

Упражнение пятое

Поставьте два натюрморта: один состоящий из очень ярких предметов и фонов, другой, состоящий из неярких фонов и предметов. Долго посмотрите на один, затем резко переведите взгляд на другой. Это также два крайних полюса. Напишите два эскиза, стараясь, чтобы один был максимально ярким, а другой неярким.

Упражнение шестое

Поставьте натюрморт из разных по тону предметов и фонов в затененной части комнаты но так, чтобы один или несколько предметов или драпировок имели сильный блик. Сильно прищурясь посмотрите на постановку. Вы увидите, что по сравнению с бликами все остальные градации тона будут значительно менее выраженными — в постановке главный контраст между бликами и окружением. Попробуйте передать это в красках.

Подобных упражнений можно придумать бесчисленное множество. Художники порой всю жизнь пытаются решить эти задачи. Мой профессор в институте Г. Королев рассказывал случай про выдающегося колориста Н. Крымова. В военные годы художественные институты Москвы и Ленинграда были эвакуированы в Самарканд. Профессора и студенты вместе писали на безжалостном азиатском солнце натюрморт с подсолнухами. Невозможно было передать пылающий цвет соцветий. В стороне писал этот же натюрморт Н. Крымов. На его работе подсолнухи горели. Студенты, набравшись смелости, подошли к нему и пожаловались, что никак не могут взять достаточно теплый и яркий цвет. «Так Вы пишите кадмием, а здесь же охра», — ответил Н. Крымов. Он умел настолько усилить тоном и цветом контраст, что землистая охра горела ярче химического кадмия.

У начинающих большие трудности возникают с передачей природы. Следуйте правилу, что Вы пишете не отдельные листочки, травинки, кусты и деревья, а набор силуэтов и цветовых пятен, в которые они складываются. Вашей задачей является не перечисление всех подробностей, от множества которых становится дурно, а передача уникального образного состояния, отличного от всех остальных.

УРОК 4

Теперь, когда у Вас уже есть опыт работы с натуры, можно перейти к последнему уроку – композиции. Речь в данной главе пойдет о станковой композиции (картины, станковая графика, в отличие от книжной). Монументальная и декоративная живопись имеют свою специфику.

Художники понимают под композицией:

  • размещение элементов изображения
  • организацию зрительного восприятия
  • непосредственно сочинительство

Размещение элементов изображения

Композиция всегда несет в себе определенный эмоциональный заряд. Она начинается с выбора формата. Самым неподвижным и уравновешенным является квадрат, но так как человек, как правило, отрицательно воспринимает полное равновесие, квадрат является самым трудным и редко встречающимся форматом.

Обычный формат – с соотношением сторон 3:4 или 2:3. Вертикально вытянутый формат придает композиции торжественность, горизонтально – повествовательность, чем больше разница в соотношении сторон, тем сильнее это выражено.

Встречаются форматы круглой, овальной или арочной формы. Круг похож по свойствам на квадрат, но более мягкий. Скругление краев придает ‘большую изолированность изображения от окружающего мира и самоуглубленность.

Скучный, редко встречающийся вариант изображения, когда его элементы размещаются ровно в центре. Как правило, расстояние от края крайних предметов до края листа разные справа, слева, снизу и сверху.

Организация зрительного восприятия

а) композиционный центр

Композиция – это иерархия элементов с выделением главного и подчинением второстепенного. Как писатель, описывая героя, не будет подробно описывать шнурки, так и хороший художник не будет одинаково выписывать каждый сантиметр полотна. Одинаковость синоним равнодушия.

В любой натурной или сочиненной работе присутствует композиционный центр (реже несколько). Это самый главный смысловой или самый красивый изобразительный элемент. Он никогда не должен совпадать с геометрическим центром картины. Уравновешенный вариант, когда композиционный центр находится чуть выше и левее середины. Сдвиг его к краю придает ‘большую экспрессию. Изобразительно композиционный центр выделяется ‘большим контрастом, большей деталировкой, большей активностью красочных сочетаний.

Чтобы композиционный центр не выпадал из общего строя картины, существуют вспомогательные центры. Они ритмически заполняют изобразительную плоскость. Выделяются они теми же средствами, но менее выражено. И, наконец, остальная часть картины пишется менее детально и контрастно.

б) ритм

Вторым важным элементом композиции является ритм. Ритм позволяет эмоционально организовать картинную плоскость. В картине рифмуются расположение композиционного и вспомогательных центров и заметно выделяющиеся по цвету, тону и контрасту пятна и линии. Чтобы лучше понять ритм в живописи, проведите аналогию с музыкой. Представьте веселую, грустную и трагическую мелодии. Веселая мелодия будет переливаться быстрыми четкими нотами, грустная – протяжна и плавна, трагическая – контрастна. Так же и в живописи — крупные или мелкие, контрастные или расплывающиеся пятна и линии создают разное настроение. Для того, чтобы создать мелодию, нужно много нот, – для того, чтобы организовать ритм в живописи, нужно достаточное количество элементов.

в) художественная выразительность

В художественном произведении самое главное — передать эмоциональное и смысловое содержание. Этому подчиняются все элементы: выбор формата, размещение на картинной плоскости элементов изображения, ритм и колорит.

В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Для примера рассмотрим картину В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни». Композиционным центром картины является фигура (точнее голова) склоненного стрельца. Она находится немного выше и правее геометрического центра картины (на схеме выделено красным). Интересно, что фигура находится в глубине картинного пространства. В выделении центра использован ряд приемов: во первых, хорошо читается лицо, а человеческое лицо всегда обращает на себя внимание; во вторых, использован сильный контраст зеленого мундира (кстати и по отношению к серовато-коричневатому колориту), белой рубашки и черных волос стрельца; в-третьих, он сильно возвышается над толпой народа, которая в ближайшем окружении написана менее выражено, а фоном для стрельца является упрощенно написанный собор Казанской Божьей Матери (Василия Блаженного). Композиционный центр поддерживают ряд вспомогательных (на схеме выделено синим). Если Вы станете разглядывать толпу, то прежде всего Вы заметите три персонажа: рыжебородого стрельца (слева), девочку на переднем плане и Петра (справа). Продолжая разглядывать картину Вы увидите других персонажей: старуху, чернобородого стрельца, рядом с ним молодую женщину, за ним солдата, светло-русого стрельца, плачущую женщину, иностранного гостя, боярина и т. д. Внимание притягивают купола собора и башни Кремля… В то же время Ваш взгляд будет постоянно проскакивать многих персонажей (вспомните, к примеру, лица стоящих шеренгой петровцев или сгрудившуюся толпу у Лобного места и на нем).

Под центральной фигурой стрельца В. И. Суриков помещает свой автопортрет (выделен зеленым кружком), как бы подсказывая зрителям, где смысл картины. Находящийся на скрещении ненавидящих взглядов рыжебородого стрельца и Петра, склоненный стрелец скорбит над происходящим, размышляя над кровавым исходом борьбы (в моем понимании В. И. Суриков далеко вышел за рамки простой иллюстрации истории, продолжая по-своему тему «Хованщины» М. П. Мусоргского и «Братьев Карамазовых» и «Бесов» Ф. М. Достоевского).

Тональное трезвучие трех основных фигур окружает симфоническое богатство персонажей. Каждый из них имеет свою реакцию на событие и вносит свой оттенок в общий аккорд.

Колорит и ритм картины соответствует замыслу художника. Серо-коричневый и темный общий строй передает трагизм происходящего, а ритм, в целом спокойный, придает задумчивость и внутреннюю углубленность. Среди темного окружения вспыхивают белые цвета, поддержанные бледным цветом неба. Это основной контраст картины. Как брызги крови воспринимаются густые красные и красно-коричневые, со сгустками справа и снизу. Вторую мелодию создают темно-зеленые, и, наконец, охристые, поддержанные цветом архитектуры.

Упражнение 1

Возьмите 1/8 листа бумаги и, используя абстрактные цветовые линии и пятна, сделайте на нем три эскиза на тему радость, сон и злость.

Выполняя задание сначала подумайте, какие цвета и оттенки передают в Вашем понимании нужные чувства и в каких пропорциях (например, используя небольшие темные пятна при изображении радости, Вы можете тем самым усилить остроту чувства, но при больших количествах черного получится ли у Вас изображение радостным?). Выберите ведущий цвет и, меняя его оттенки, нанесите линии и пятна по полю эскиза так, чтобы они создавали нужный ритм (раз цвет ведущий, значит масса его должна быть значительной). Затем проделайте то же самое с другими задуманными цветами (их масса будет меньше цвета ведущего). Думая о цветовом ритме, не забывайте о ритме темных и светлых пятен. Если все пятна и линии будут одинаковы по тону и насыщенности, эскиз будет неинтересным. Следите также за тем, чтобы пятна и линии были достаточно разнообразными по форме и располагались то плотнее, то разряженнее.

Повторите это упражнение, пока результат Вас не удовлетворит.

Упражнение 2

Аналогично первому упражнению попробуйте выразить различные оттенки радости: бурная, тихая, с оттенком воспоминания и т. д.

Упражнение 3

Передайте различные настроения при помощи черно-белого рисунка тушью и тонального рисунка карандашом или гризайлью. Для этого выбирайте соответствующие сюжеты. Следите за выделением композиционных центров и ритмом светлых и темных пятен.

Посмотрите на ряд натурных и сочиненных работ художников и Вы увидите, что цвета неба, земли, деревьев бывают очень разными. Например летняя трава против солнца переливается цветами, как драгоценные камни, а от дикорастущих злаков, полевых цветов или от освещения солнцем она может быть рыжей, желтой, оранжевой, синей и т.д. Когда Вы сочиняете некий мотив, Вы должны придумывать такое состояние, такие цвета, которые помогли бы Вам раскрыть его настроение. Также Вы придумываете такие детали и элементы, которые раскрывали бы содержание и позволили бы создать Вам его ритмическую структуру. Запомните, в картине не должно быть ничего лишнего, т.е. все служит либо для понимания сюжета, либо для ритмического построения.

Упражнение 4

Напишите три эскиза города — радостного (праздничного), уснувшего (не обязательно ночью) и трагического. Используйте навыки, приобретенные в предыдущих упражнениях.

Обратите внимание на композиционный и вспомогательные центры. Для проверки покажите эскизы знакомым. Если они не поймут настроения Вашего города, ищите других решений. Не чурайтесь непрофессионалов — выразительная работа понятна практически всем.

Для творчества большое значение имеет наблюдательность и умение остро почувствовать увиденное, т.е. выбрать самое существенное. Для достижения большей выразительности нужно подчеркивать, утрировать характерные элементы.

Упражнение 5

Напишите несколько эскизов на тему «Мой город», «Мой дом», «Моя работа» и т.д. Найдите, что выражает характер, что отличает, например, Ваш город от других. Старайтесь быть оригинальными. Крайне банально изображать Москву с Кремлем. Подумайте над характерной погодой, колоритом.

Упражнение 6

Понаблюдайте сцены из окружающей жизни и выберите по душе. Сделайте карандашные и(или) цветовые зарисовки с натуры. Используя собранный материал, напишите композицию.

Упражнение 7

Сделайте иллюстрации к литературному произведению. Делая иллюстрации, выберите наиболее важные сюжеты, старайтесь акцентировать внимание на таких моментах, которые при первом прочтении не запоминаются, но важны для смыслового содержания.

г) пространство, движение и время

Восприятие человеком пространства — сложный процесс, отразить который без потерь на плоскости невозможно. Бытует заблуждение, что инструментом передачи пространства исключительно является перспектива (подразумевается при этом ренессансная перспектива). На самом деле перед художником стоит задача сделать понятным пространство изображения. Для этого хороши только те методы, которые соответствуют поставленной цели. Например, Вам никогда не удастся передать ощущение тесной комнаты, используя перспективные построения.

По ритмической организации пространства композицию можно разделить на три вида: фризовая композиция, диагональная и композиция «предстояние».

Во фризовой композиции движение строится параллельно картинной плоскости от одного края к другому, от краев к центру или от центра к краям. Примером может служить почти вся живопись Древнего Египта. Фризовая композиция имеет очень ограниченные возможности передачи пространства в глубину. Пространство передается как правило через масштабность объектов, через заслонение одного объекта другим, через уменьшение контраста и «масштаба текстур». Иногда, например в Египте, используется изображение плана.

Фризовая композиция часто может читаться как книга последовательно от края до края, поэтому в ней легко сочетать разные по времени сюжеты. Такой прием часто используется художниками при изображении, например, жития, где в одном холсте объединено несколько сюжетов.

Композиция «предстояние» похожа на фризовую, только в ней движение строится перпендикулярно картинной плоскости «на нас» или в глубину. Примером могут служить многие иконы или «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Чтобы не разрушить связь передних фигур, пространство такой композиции ограничено или условно.

В отличие от плавно текущего повествования фризовой композиции в композиции «предстояния» время как бы застывает, что делает невозможным передать активное движение.

В диагональной композиции движение строится по диагонали к картинной плоскости. Это больше соответствует нашему обыденному видению, т.к. мы чаше смотрим на предметы под углом, чем в профиль или в фас. В диагональной композиции перспектива занимает значительное место, именно благодаря ей мы в основном определяем глубину картинной сцены. Для того, чтобы приблизить перспективное построение к нашему восприятию, по классической схеме картину делят на три пространственных плана — передний, средний и задний. Пространство каждого плана строится со своими точками схода и линией горизонта. Стыки планов завуалируются при помощи различных приемов.

Диагональная композиция более всего подходит для передачи активного движения и сиюминутного действия.


Опубликовано в Прочее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*