3mu.ru

Александр Федорович Келлер — судьба и коллекция кавалергарда

18 июня 1946 г. в «русском» пригороде Парижа, в Медоне, скончался бывший кавалергард, член ордена «Русские вольные каменщики» граф Александр Федорович Келлер. В эмиграции он был известен как нумизмат и собиратель археологических древностей. Покидая Россию в 1918 г., граф Келлер оставил в своем родовом имении Сенницы Зарайского уезда уникальный домашний естественнонаучный музей. Имение, естественно, было разграблено, но некоторая часть собрания Келлера в виде разрозненных коллекций чудом уцелела.

a-f-keller

Александр Федорович Келлер принадлежал к русскому графскому роду, родоначальником которого был прусский посланник в Петербурге Людвиг-Христофор (ум. 1837). Графы Келлеры традиционно занимали высокие посты на дипломатической и военной службах. Семья Шаховских владела обширными поместьями в Рязанской и Пензенской губерниях. Дед Марии Александровны Михаил Юрьевич Виельгорский (1788- 1856) — композитор, меценат, друг А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, М.И. Глинки. После гибели А.С. Пушкина он стал опекуном детей поэта. В 1816 г. М.Ю. Вильегорский приобрел имение Сенницы, которое и унаследовала его внучка Мария Александровна Шаховская. Это имение стало последним приютом семьи Келлеров перед эмиграцией.

В канун Рождества 1894 г. трагически оборвалась жизнь девятилетней Марии Келлер. Через некоторое время после смерти дочери родители отправляют Александра в Париж к дальнему родственнику маркизу Сент Ив д’Альвейдру. Писатель-мистик, великий масонский посвященный, маркиз оказал огромное влияние на личность Александра, который впоследствии также стал масоном.

В декабре 1896 г. Александр вернулся в Россию; он учился и жил в казармах Пажеского корпуса. Программа обучения в этом престижном учебном заведении, куда принимались только дворяне и дети генералов, включала общеобразовательные и военные дисциплины, несколько иностранных языков, серьезную физическую подготовку. В обязанности пажей входило также участие в дворцовых церемониях. Свободное время Александр Келлер проводит в Мраморном дворце у своих теток Нины и Анны — фрейлин супруги великого князя Константина Николаевича Романова. Возможно, общение с Великим князем Константином Константиновичем, человеком очень образованным, президентом Академии наук, положило начало интереса Александра к естественным наукам и собирательству.

В 1902 г. Александр Келлер закончил Пажеский корпус по первому разряду (он имел самый высокий балл среди выпускников курса) и одним из немногих был определен на службу в Кавалергардский полк в звании корнета. Летом полк квартировал в Красном Селе, а в зимнее время — в Петербургских казармах на Потемкинской улице.

«Отношение ко мне офицеров продолжает быть очень милым, и чувствую я себя в офицерской семье очень хорошо. Скоро начнутся большие маневры, после которых нас произведут офицеры. Говорят, что производство 10 числа» (из письма к матери).

«Прости что долго не писал, но вся эта новая жизнь в полку до такой степени затащила меня в свой круговорот, что я мало, о чем другом думал. Вообще начало этого года (т.е. с сентября) было для меня очень бурно. Другими словами я кутил порядочно в сообществе моих товарищей по полку. Должен сознаться, что это время было довольно веселое. Теперь я совсем переменил образ жизни, сижу в артели целыми днями, не езжу по ресторанам, а веду себя во всем, как пай-мальчик. С полковыми товарищами я в отличных отношениях и полковая жизнь очень веселая» (из письма к матери).

За период службы в полку Александр был награжден французской золотой медалью и Бухарской серебряной звездой.

«…У нас было несколько репетиций парада, наконец, настало 7 число, когда нас должен был смотреть государь. Погода была очень сырая, даже начало моросить. Но к счастью дождь вскоре остановился. Парад прошел блестяще. После парада государь въехал в середину полка, поздравил нас с походом, благословил иконой и сказал, что надеется, что мы все вернемся невредимыми. Когда он проезжал около меня, то он меня узнал и сказал что-то наследнику и генералу Степанову (командир нашей бригады). Потом Степанов сказал мне, что государь рассказал ему, что я был его камер-пажом» (из письма к матери).

После поражения русской армии Александр Келлер продолжает службу в Кавалергардском полку, учится в Академии Генерального штаба, получает звание поручика. 27 августа 1907 г. он женится на очаровательной Ирине Владимировне Скарятиной, дочери Владимира Владимировича Скарятина и Марии Михайловны (урожденной Лобановой-Ростовской); 20 августа 1908 г. у молодой пары рождается первенец Федор, а через два года — дочь Мария. Свободное время и периоды отпусков Александр с супругой проводят в имении Сенницы Зарайского уезда. Здесь же, в усадьбе, окруженной прекрасным парком, Александр Келлер создает свой естественнонаучный музей.

Этот частный музей был известен далеко за пределами Зарайского уезда. Его посещали друзья и знакомые семейства Келлеров, преподаватели и студенты Московского университета. Александр Келлер не был профессиональным минералогом, но обнаружил фундаментальные познания в этой области и проявил столь серьезное отношение к предмету своей страсти, — коллекционированию минералов — что с его мнением считались многие ученые. Например, 18 мая 1916 г. приват-доцент Московского университета М. Жолцинский пишет А.Ф. Келлеру благодарственное письмо за разрешение осмотреть имение студентам агрономического факультета отобрать образцы грунтов. В этом письме также содержалась просьба оценить научные публикации автора послания: « … Я позволил себе отправить Вам, граф, как натуралисту-минералогу, выразившему интерес к юной, но мощно развивающейся науке почвоведению, несколько своих печатных работ».

Мода на частные минеральные кабинеты привилась в России еще в XVIII в., а коллекционирование минералов захватило многих просвещенных людей из высшего общества России. В свое время были известны минералогические коллекции членов Императорской фамилии, графа Разумовского, графа Строганова, графа Перовского, князя Кочубея и многих других.

После поражения русской армии Александр Келлер продолжает службу в Кавалергардском полку, учится в Академии Генерального штаба, получает звание поручика.

27 августа 1907 г. он женится на очаровательной Ирине Владимировне Скарятиной, дочери Владимира Владимировича Скарятина и Марии Михайловны (урожденной Лобановой-Ростовской); 20 августа 1908 г. у молодой пары рождается первенец Федор, а через два года — дочь Мария. Свободное время и периоды отпусков Александр с супругой проводят в имении Сенницы Зарайского уезда. Это имение достигает наивысшего расцвета при Келлерах и становится настоящей сокровищницей русской культуры.

Коллекция сопровождалась рукописным каталогом на английском языке, а к каждому образцу прилагалась авторская этикетка с названием минерала, его химическим составом, местом его обнаружения, а также способом поступления минерала в коллекцию. В отдельной графе каталога часто приводится расчет формул минералов, а в примечаниях находится интересная информация об авторе открытия минерала или о месте первой находки данного вида. Большая часть образцов была приобретена Александром Келлером в специализированных зарубежных минералогических конторах — Кранца, Пизани, Печа, Отто, а также у российских торговцев камнями, например, Денисова-Уральского, в московской конторе «Природа и школа». Некоторые минералы были привезены из минералогических музеев Неаполя, Стокгольма, Фрайберга, Вашингтона, Амстердама. В собрание Келлера вошли также фрагменты других частных коллекций, например, русского горного инженера Соколовского, а также иностранцев А. Дамура, А. Джонсона. Отдельные образцы были подарены Александру теткой Ниной Келлер, фрейлиной Великой княгини Александры Иосифовны.

Коллекция Александра Келлера носила камерный характер — небольшие изящные образцы предназначались для домашних витрин, но судьба ее, ровесницы революции, оказалась вовсе не простой. Какая участь постигла собрание Келлера после прихода к власти большевиков, догадаться нетрудно. Спустя годы изрядно разворованная коллекция начала вторую жизнь — она попала в Московскую горную академию и стала пособием для студентов-геологов. Следующий поворот в судьбе минералогической коллекции произошел на рубеже 90-х гг. XX в., когда вновь зазвучали имена коллекционеров-собирателей на выставке «Частные минералогический коллекции XVIII- XX вв.» в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского.

Дальнейшая судьба самого Александра Келлера была весьма драматичной. 30 октября 1911 года от дифтерита скончался его трехлетний сын Федор. В этом же году Александр Федорович переводится в Чеченский полк. Во время Первой мировой войны Чеченский полк вел боевые действия на Кавказском фронте. 15 февраля 1915 г. ротмистр Александр Келлер был награжден Георгием 4-ой степени. Время войны и потрясений не прошло бесследно для семьи Александра Келлера — 20 июня 1916 г. был расторгнут его брак с Ириной Скарятиной. Новой спутницей его жизни стала Нина Ивановне Крузенштерн — дочь офицера Балтийского флота, с которой после революции Александр Келлер эмигрировал в Стокгольм. Там в 1919 году у них родилась дочь Анна. Вскоре после этого семья навсегда перебралась в Париж.

В эмиграции Александр Федорович был служащим банка, работал в Лиге наций, но не расстался со своей страстью к коллекционированию, собирая археологические редкости и монеты. После смерти Александра Федоровича в 1946 г. коллекции, видимо, были утрачены, — его жена среди прочих «возвращенцев» после войны вернулась в Москву, а внучка уехала на Мартинику.

Экскурсионный маршрут на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа в пригороде Парижа проходит мимо скромной могилы с простым деревянным крестом, под которым покоится прах графа Александра Федоровича Келлера — бывшего пажа Николая II, кавалергарда и участника русско-японской войны, последнего владельца усадьбы Сенницы, а также неутомимого коллекционера и естествоиспытателя.

Если вам пригодились наши шаблоны, вы всегда можете поддержать сайт 3mu.ru через следующую форму:


Опубликовано

в

от

Метки: