Откровенно про фриланс

В данной статье я опишу жизненные ситуации, с которыми зачастую сталкиваются фрилансеры. Сравню удаленную работу с работой в офисе. Постараюсь донести, как правильно выбирать кастомеров (или же фрилансеров). Опишу, как мне работалось за последние несколько месяцев, приведу пример типичных неадекватных заказчиков, поделюсь горьким опытом. Расскажу кому, где и как можно зарабатывать в сети. В общем, откровенно про фриланс.

Прелести фриланса. Уют, свобода, выбор. Я думаю, многие в наше время мечтают работать, сидя дома в уютном кресле. В удобной домашней одежде, набрав еды и выпивки, включив погромче музыку, поглаживая мурчащего под боком кота. Подобная атмосфера всегда будет манить людей с современными творческими профессиями, такими как: журналист, блоггер, копирайтер, дизайнер, верстальщик, программист. Но помимо всего этого удобства, перечисленного выше, существуют своего рода опасности — недостаток общения, нестабильная/непостоянная работа, мошенничество. Но для начала давайте немного и свободе и о выборе.

Ты свободен не когда ты делаешь, что хочешь, а когда ты не делаешь, чего не хочешь.

Очень правильная цитата, если верить интернету — Александра Гордона. Одна из прелестей фриланса — это какая-никакая, но все-таки свобода выбора. Если работая в офисе на какую-то компанию приходится делать все подряд, не важно, нравится нам это или нет, то на фрилансе мы можем выбирать за что нам взяться. И в итоге делать то, в чем мы профи, что нам интересно и, конечно же, за адекватную сумму.

Это все хорошо, но как выбирать, как не прогадать? Ведь интернет — дело темное, никогда не знаешь кто сидит по ту сторону экрана, это может быть добрейшей души человек, а может и типичный мошенник. Мы должны понимать, что здесь никто ничего никому не должен, все на свой страх и риск. Чтобы не быть кинутым, конечно же, лучше использовать сервисы безопасного проведения сделок. Но все же я хотел бы акцентировать внимание на грамотность, правописание и манеры человека, с которым вы собираетесь сотрудничать.

 

Правильные и неправильные заказчики. Безграмотность и мошенничество

Все, что у нас есть для оценки, так это текст (есть еще голосовая связь, но я это не всегда одобряю, зачастую трата времени только, ведь можно один раз все расписать и без лишней болтовни). Благодаря ему (тексту), мы можем хоть немного понять, что из себя представляет человек. Например, если сходу «тыкают», то с таким человеком уже меньше желания общаться, либо допускают немереное количество грамматических ошибок, используют множество восклицательных знаков, скобочек и прочих лишних символов. Может быть, некоторые это серьезно не воспримут и скажут что-то типа: «да таких олухов полно, что поделать, привыкай». Но я на своем опыте ощутил, что такое работать с безграмотными заказчиками. Еще самое страшное, что подобного рода люди в приличном возрасте такие, которым уже лет под 30-40, а то и больше.

Мне очень много встречалось приятных, воспитанных и грамотных заказчиков, которые ведут уважительный диалог, расписывают все задачи по пунктам. Ведь с такими же одно удовольствие работать. Особенно, если что-то сделал немного по-своему, а что-то, допустим, невозможно сделать, то ты им спокойно объясняешь, они понимают, мы рассчитываемся и спокойно расходимся, либо же сотрудничаем дальше. Вот это хорошие заказчики. А когда человек тебе начинает «тыкать», расписывать сплошной бред, после чего ты пытаешься у него выяснить более ясно, что же нужно сделать, потратив на это огромное количество времени, то после этого проклинаешь тот день, когда связался с данным заказчиком. Еще часто бывает, когда помимо договоренных пунктов требуют доделать еще что-то, то в таком случае сразу же требуйте оплату, а после чего обсуждайте дальнейшие задачи и цену за них, иначе в итоге пожалеете.

Я вот даже как-то в twitter вел рубрику «безграмотные заказчики» и записывал все их перлы, например, фразочки из ТЗ: «тута бы короч подсововать фотку штоле», «жмакнуть на заглавок», «мож нужна както боле умно». И это пишут люди с приличным возрастом. Стыдно должно быть.

Такие заказчики хоть и попадались, но особых последствий не было, главное вовремя разойтись. А вот за несколько недель до НГ мне попался настолько неадекватный тип (вот его профиль на weblancer), что по-началу мне пришлось убить на него уйму времени, чтобы добиться чего же именно нужно сделать. Кое-как добившись, сделал, все расписал и пояснил, человек пишет «все понятно, спасибо, оплата будет», прождал неделю, периодически напоминая об оплате, он ответил через время: «извините за задержку, скоро оплачу». Прождав слишком много, я не выдержал и оставил ему негативный отзыв. Так это чудо, молчавшее приличное время (я не говорю уже об оплате, просто даже не отвечало), вдруг объявляется, так еще и с предъявами, оставив мне в ответ лживый негативный отзыв. Вот как с такими людьми работать? Как с ними бороться? Надеюсь, он свое еще получит. Я бы таких только на расстрел, но мы, к сожалению, в другое время живем. И сами выбрали для себя фриланс — работать на свой страх и риск. Избегайте данного человека и ему подобных, себе же во благо.

Как работалось мне. И пара советов

Работаю в сфере веб-разработки уже около полутора лет. До октября 2013-го проработал в различных офисных компаниях, как маленьких, так и больших. Устал от сплошного пафоса, однообразности и невозможности управлять своим временем. Но плюсы свои были, я очень хорошо поднялся по навыками, благодаря хорошим наставникам, за это им большое спасибо. После чего я решил попробовать себя на фрилансе, ведь уже что-то умею, вдруг чего и получится. На удивление, первый месяц прошел замечательно, у меня было несколько приятных постоянных заказчиков, работал с удовольствием и за более-менее приличные деньги, после чего были как периоды лени, «овощизма», так и прочие черные полосы в виде неадекватных заказчиков, отсутствия интересной и оплачиваемой работы. Как будет дальше я не знаю, все равно буду продолжать понемногу развиваться в сфере веб-разработки, но и очень хочу в журналистику. Куда дальше занесет — видно будет, главное не сидеть на месте.

Что хочу посоветовать, так это — режим. Обязательно. Не строго, но хоть более-менее, плюс разнообразие тоже очень важно. Также, если есть возможность работать с какой-нибудь кофейни, то такое чередование (хотя бы 1-2 раза в неделю) пойдет только на пользу. И от людей не отвыкните, и разнообразие, и атмосфера приятная. А еще самое главное — не позволяйте «работать за еду», понижаете же планку, а заказчики с этого «жируют». Из русскоязычных бирж фриланса могу выделить https://www.weblancer.net/ и http://freelansim.ru/.

Очень важно учить английский, чтобы со временем перейти на иностранные сервисы (по типу elance), где можно вполне прилично зарабатывать и не только по нашим меркам. Идеальней всего фрилансить, когда ты не просто программист или же верстальщик, а когда все в одном, универсал — веб-мастер. Таким людям намного проще найти различную работу и ее выполнять. Так что, если вы программист, не стесняйтесь верстки (и наоборот), хоть немного, но изучите. Сие свои плоды принесет, да и ориентироваться будет проще.

В итоге хочется сказать, что фриланс, удаленное сотрудничество вполне возможно. Дело это может быть и выгодное и удобное для любой из сторон — будь-то фрилансер или заказчик. Но над некоторыми вещами все же нужно потрудиться, такие как: режим, терпение при выборе сотрудника, осознание возможных последствий удаленной работы. И самое главное — уважительное отношение и понимание. Ведь как мы себя с кем-то ведем, так и с нами потом также будут.


Опубликовано в Мифы Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*