Секреты Леонардо да Винчи

Эта статья посвящена одному из знаменитейших людей в истории человечества, загадке эпохи Ренессанса, гению, признанному при жизни — Леонардо да Винчи. Добро пожаловать в мир Леонардо да Винчи.

Правда или вымысел?

О Леонардо да Винчи, как о художнике, изобретателе и исследователе, есть много интересных историй; поэтому вместо его биографии я опишу две истории, а вы попробуйте определить, что в них факты, а что мифы. Иными словами — где правда, а где вымысел.

Первая история — об учителе Леонардо да Винчи, знаменитом скульпторе и живописце Андреа дель Верроккьо. В один чудесный день Верроикьо получает заказ от монастыря на картину «Крещение Христа». В ходе раб ты он позволяет молодому Леонардо написать одного а ангелов. Представьте себе, когда известный учитель приходит принимать результат, оказывается, что ангел выполнен намного прекраснее и искуснее, чем остальные герои картины. Потрясенный превосходством своего ученика, Верроикьо принимает решение никогда больше не рисовать.

Вторая история — одна из моих любимых. О том, как в один из дней да Винчи получает заказ на фреску «Тайная вечеря», где собирается запечатлеть библейский сюжет, и показать реакцию апостолов на слова Иисуса, что один из них предаст его. Желая отобразить Добро в образе Иисуса и Зло в образе Иуды, Леонардо настойчиво ищет натурщиков. Со временем он находит образ Христа в одном из певчих церковного хора, однако Иуда ему все никак не встречается.

И вот, три года спустя, когда его уже торопят со сдачей на его пути встречается валяющийся в сточной канале человек, молодой, но грязный, пьяный и оборванный. Времени нет, пьяницу срочно везут прямо в собор, где Лео быстро зарисовывает греховный лик Иуды. Когда он оканчивает работу, нищий, уже к тому времени протрезвев, кричит в испуге и тоске: — Я уже видел эту картину раньше! — Когда — спрашивает Леонардо. — Три года назад, еще до того, как все потерял. В ту пору, я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, пока какой-то художник не написал с меня Христа.

Универсальный человек

Когда речь идет о Леонардо, сложно не упомянуть о том, что то был «человек эпохи Возрождения», «универсальный человек». Его часто упоминают как живописца, но он также был скульптором, архитектором, анатомом, естествоиспытателем, изобретателем и писателем. Так вот, вы можете себе представить, что среди его эскизов и изобретений — прообразы танка и пулемета, экскаватор, парашют, модель подвесного моста, гидравлическая турбина, первый разводной ключ, прибор для измерения скорости ветра, механизм для забивания свай, механизм для выгрузки рыбы из шаланд, механизм преобразующий поступательное движение во вращательное…

Как объяснить то, что в его дневниках, эскизы парашюта и вертолета, появились за несколько веков до их реального изобретения? Законы движения — за 200 лет до Исаака Ньютона? Телескоп — за 100 лет до Галилея? Если говорить об увлечении Леонардо анатомией, то некоторые утверждали, что его заинтересованность в ней связывали черной магией. Если судить по его дневникам, он зарисовывал результаты вскрытия минимум 3о человеческих тел и сотен (!) трупов животных.

Надо сказать, многое в его жизни оставалось для исследователей загадкой. А когда чего-то не знают, то додумывают. Как в «Демонах да Винчи».

Ни слова о «Демонах»!

Мне это «гениальное» воплощение жизни да Винчи, представили как «потрясающее произведение, может, не совсем реалистичное, но зато своеобразное». Я оценила (2 сезона пока). Сразу скажу, большинство зрителей в интернете сериал одобрили. Но их отзывы меня как-то зацепили, в отличие от тех, кто закритиковал. Вот уж кто все-все видит: и историю переиначили так, что уже не реальность, а ноль без палочки, возрасты действительности не соответствуют, и поведение, и костюмы, и закадровая работа, и это еще не полный список. А хуже всего Леонардо, за два сезона один портрет и то не дорисовал. Короче, не исторический сериал, а какая-то фантазия на заданную тему, и говорить тут не о чем. Больше ни слова о «Демонах!».

Можно и согласиться, конечно. Может, в сериале и правда перебор с открытиями и догадками в стиле «Шерлока» (что-то подобное даже по стилистике), но вот с чем согласиться нельзя, так что да Винчи там на себя не похож. Нет. Известно, что он был очень хорош гобоя, имел отличное чувство юмора и прекрасную логику. А этого в сериале хоть отбавляй.
Вывод: история, не история, а сюжет интересный. Хоть и не правдоподобный. Но все равно снято хорошо.

Айзелуортскав Мона

Продолжи тему современности: уже более 500 лет прошло со времен, когда жил Леонардо да Винчи, но по-прежнему периодичегии возникают вопросы, на которые непросто найти ответ. Приведу один яркий пример, яркий настолько, что мне захотелось интерпретировать его в виде эдакой комической истории (без исторических соответствий, если интересен оригинал, читайте в wiki.

Стучится как-то в дверь галереи мужик. Стучится и кричит во все горло: «Позовите главного!». А на улице ливень страшный! Еле стоит на крыльце мужик наш. Тут дверь открывается, выходит администратор, и спрашивает, мол, вам чего. А тот говорит: «У меня картина с Моной Лизой». Зовут ему главного. Главный смотрит поверх прямоугольных очков, глубоко вздыхает и меланхолично произносит: «Надо бы на экспертизу». Мужик не унимается: «Ну так вези, йопсель-мопсель! Вези, хозяин!». Тогда главный берет картину, и отправляется передавать в экспертизу.

Время идет, наш мужик волнуется и переживает. Наступает день, когда приходит с экспертизы Мона, главный вздыхает во второй раз, и мужику сообщает, что Мона тоже рук Леонардо, да еще и первая версия. Мужик в шоке, работники музея в шоке, бабки-смотрители в шоке. Приходится вешать для людей. Приходят люди, смотрят, и говорят: «Это какая-то ерундища получается. Почему их две?». Главный отвечает: «Известную Мону рисовали по заказу для торговца, но в руки не отдали. Леонардо себе оставил. А эту, как мы выяснили, на 10 лет раньше». Тогда люди в недоумении рассуждают: «Получаетгя, эту младшую для торговца и рисовали? И он, возможно, ее получил? А старшую Мону, то бишь известную, Лео, выходит, для себя на досуге нарисовал. (Что поделать, импонируют ему женщины без бровей! — слышатся возгласы из толпы). А теперь — вот они здесь. В ином же случае, новообретенная Мона — подделка, и вообще не Леонардо, а фигня какая-то, или как объяснить?!» Тогда главный в третий раз вздыхает и изрекает: «Да… Фигня какая-то».

Секрет Леонардо

В последней части статьи затронем тему, которая представляет собой одну из главных загадок жизни художника. И прокомментируем ее тоже, конечно. Известно, что в течение нескольких веков имелся лишь один признанный автопортрет Леонардо да Винчи — это «Туринский автопортрет», датируемый вторым десятилетием ХVI в. Совсем недавно, в 2008 г., был обнаружен еще один — более ранний, 1505 г.

Всего два портрета за всю жизнь. Вопрос: верите ли вы, что это все? Я ушла на поиски ответа в интернете, и выяснилось, что чего только не предполагается. Даже, что ангела в «Крещении Христа» и апостола в «Тайной вечере» Лео, в силу своей скромности, написал с себя самого.

Но еще более интересен вариант насчет «Моны Лизы». Есть версия, что на портрете вовсе не Катерина Сфорца, Изабелла Арагонская или Чечилия Гaллерани. Предполагают, что изображен сам Леонардо. Туринский автопортрет удивительным образом ложится на портрет Джоконды. Это просто совпадение?

Картину постоянно пытаются разгадать. Психологи говорят, люди воспринимают Мону по-разному: кому-то она улыбается, на кого-то смотрит строго, а и кому-то безразлична. Они считают, в картине каждый видит себя самого, таким, какой он есть на самом деле. А что в ней видите Вы?

Наконец, последнее предположение — самое невероятное, и одновременно самое поразительное, если, конечно, это правда. Скорей всего вы знаете о существовании Туринской плащаницы — христианской реликвии, представляющей собой четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страдания и смерти.

в 1898 г. ее сфотографировали, и в негативе увидели четкое изображение лица человека. Паломники хлынули, и церковь отказалась отдавать ее на исследования. Отказ за отказом.
И вот в 1978 т. ученых допускают к ней на 5 суток. Никаких мазков кисти, или других признаков того, что это была картина, не находят. Споры не утихают. Но подумайте сами: если обернугъ лицо человека тканью, отпечаток никогда не будет таким в силу объемности. Отпечаток будет искажен.

Каких только предположения не было. А потом сделали экспертизу, и выяснилось, что полотно на 95% принадлежит периоду 1260-1390 гг. Это точно было не то, что хотели услышать в церкви.:-)

Стали думать, кто же. автор этого изображения, и кого бы Вы думали стали подозревать в первую очередь? Да, Вы можете сказать: Леонардо родился только через 60 лет после плащаницы! Но во времена, когда он жил, ее купила Савойская династия, и на полвека плащаница исчезла из поля зрения. Та же династия, во владениях которой находился Туринский автопортрет Леонардо да Винчи.

Так что, это правда? Да Винчи не был христианином, он практически презирал церковь. В своих трудах он исписал 13000 страниц, но нигде не встречается слово «Бог». В те времена его часто обвиняли в практике черной магии. Так не думаете ли вы, что вся эта история с христианской реликвией задумана им для того, чтобы паломники поклонялись образу инакомыслящего еретика?! Да, что говорить. Это вполне мот сделать Леонардо.


Опубликовано в Мифы Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*