Бомбардировщики армий мира в сравнении

В последнее время, на просторах инета, телевидения, да и повсеместно в целом, очень много контента на военную тематику. Давеча и мне пришла на ум идея для статьи, в которой с минимальным количеством ликбеза, попробую сравнить военную технику четырех основных армий мира, а именно армии РФ, США, НАТО и КНР. Я буду брать отдельный вид техники различных родов войск, например ЗРК, и представлять вашему вниманию наилучшую единицу каждой из сторон со сравнением и емким, содержательным описанием. Постараюсь быть наиболее кратким, информативным и не занудным. Сразу предупрежу, что я никакой не эксперт и всё написанное является исключительно моим личным мнением и полетом фантазии.

Речь пойдет о военно-воздушных силах, а именно о классе фронтовых бомбардировщиков или ударных штурмовых истребителей, как хотите. Это вид легких бомбардировщиков, со сравнительно небольшим, по меркам семейства, радиусом удара, предназначен уничтожать цели в тылу противника. Сегодня  боевые самолеты, использующие бомбы и ракеты, и не разрабатывавшиеся изначально как бомбардировщики, относятся к данной категории, именно поэтому определиться с кандидатами было особенно не просто.

Первый будет Российский аппарат, а именно Су-34, по классификации НАТО «Fullback» (Защитник). От него и будем отталкиваться впоследствии.

cy_34В отличии от истребителей и штурмовиков, которых мы возможно обсудим позже, всеми фронтовыми бомбардировщики управляются двумя пилотами. Именно благодаря этой особенности, СУ-34 в кругу летчиков зовется «Утенком», т. к. в ходе модернизации кабины под двух пилотов, она стала похожа на клюв утки.

Разработка аппарата началась аж в 1984 году и носила тогда имя Т-10В, а его первый полет состоялся в 90-м. По сути аппарат являлся глубокой модернизацией СУ-27 и был предназначен, как и все тактические бомбардировщики, для уничтожения наземных и наводных сил, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в любе погодные и климатические условия, днем и ночью. Первый предсерийный прототип самолеты был построен в 1993 году, на вооружение ВВС РФ поступили в 2014-ом. На данный момент произведено чуть больше 70-ти таких машин.

Кратко основные тактико-технические характеристик СУ-34.

  • Масса пустого — 22 500 кг
  • Нормальная масса — 38 240 кг
  • Максимальная масса 45 000 кг
  • Практический потолок — 17 000 м
  • Максимальная скорость — 1 900 км/ч
  • Боевой радиус — 1100 км
  • Пушечное вооружение 1 х 30 мм пушка ГШ-30-1
  • Узлов подвески — 12 шт.

На очереди ближайший американский конкурент — F15E  Strike Eagle.

F_15EКак было сказано ранее, все фронтовые бомбардировщики управляются двумя пилотами, и F15E не исключение, аппарат является двухместной модификацией истребителя F15. По началу командование ВВС США отнеслось крайне категорично к глубокой модификации, по их словам, высококлассного истребителя, но морально устаревший на то время F-4 Phantom II (вспомнилась песня ЧиЖ и Ко), более не мог оставаться на ровне с нашими «Сушками» и в 1991 году новоиспеченный «фронтовик» уже участвовал в конфликтах на Ближнем востоке и Балканах. Хотя аппарат и участвовал во множествах войн, почти во всех на нашем веку, полноценным фронтовым бомбардировщиком он так и не стал. Американцы, что так свойственно для них, цепляясь за прошлое, пожертвовали некоторыми сильными сторонам бомбардировщика, в попытках оставить ему мощь старшего брата в воздушном бою. В итоге самолет оказался неполноценным «фронтовиком», он обладал на порядок меньше максимальной загрузкой, нес меньше подвесного вооружения и мел бак меньшего объема. Да, он был легче и быстрей, но для полетов без дозаправки, ему требуется подвесной бак, занимающий лишний узел подвески, которых и без того не хватало, да и все вышеописанные наследственные плюсы в итоге сводились на нет.

Краткие ТТХ американца.

  • Масса пустого — 14 300 кг
  • Нормальная масса — 28 440 кг
  • Максимальная масса — 36 700 кг
  • Практический потолок — 18 300 м
  • Максимальная скорость — 2 660 км/ч
  • Боевой радиус — 1 270 км
  • Пушечное вооружение — 1 х 20 мм пушка М61
  • Узлов подвески — 9 шт.

Следующий аппарат — Xian JH-7, он же «Flounder», если верить классификации НАТО.

Для самолета, поступившего на вооружение в XXI веке, JH-7A, он же «Летающий леопард» (Экспортное имя FBC-1 Flying Leopard), выглядит довольно архаично. И по аэродинамике и по технологиям, этот самолет словно вынырнул из 70-х гг. прошлого века, хотя собственно тогда его разработка и началась.

В его облике без труда угадываются черты «Ягуара», ударных модификаций вышеупомянутого «Фантома» или «Торнадо» — речь о котором пойдет далее.

Поскольку Китайцы любят все копировать, к слову до него на вооружении стояли Harbin H-5 (Копия Ил-28), то и в случае с этим самолетом, изменять своим привычкам они не стали. Вместе с уже прижившейся у американцев моделью фронтового бомбардировщика, с претензией на превосходство в воздухе, уважаемые соседи заодно скопировали и все те-же болезни, что и у американского аналога, да еще и новых понахватали.. Но, как говориться, кто как хочет, тот так и расставляет приоритеты.

made_in_chinaИ чем же похвастается китайский тактический бомбардировщик? Смотрим …

  • Масса пустого — 14 000 кг
  • Нормальная масса — 21 500 кг
  • Максимальная масса 30 000 кг
  • Практический потолок 16 000 м
  • Максимальная скорость 1 800 км/ч
  • Боевой радиус 1650 км
  • Пушечное вооружение 1 х 23 мм пушка Type 23-III
  • Узлов подвески — 8

Ну и последний аппарат — Tornado GR.4 Tornado_GR_4В качестве представителя НАТО, в данном классе, после долгих поисков и анализа, а остановился именно на британском Panavia Tornado GR.4. Как и три предыдущих, аппарат является глубокой модификацией истребителя GR.1, к слову, начало производства и первый полет у всех четырех самолетов состоялся примерно в одно и тоже время. Данный тактический бомбардировщик увидел свет в качестве GR.4 позже всех, аж в 1993 году, а серийное производство в ВВС началось аж в 97-м.

Отличительной особенностью этого самолета является его вес, всего 27 200 кг при максимальной нагрузке, против 45 000 у Су-34 и 30 000 кг у китайца — самого легкого в предыдущей троице. Все это по тому, что «Торнадо» аж на 71 % состоит из сверхлегких сплавов, что является крайне смелым решением в условиях боевых задач данного вида авиации. Хотя у него и самый большой радиус поражения, и он единственный из всех обладает сдвоенной авиационной пушкой, и не самой слабой, заметьте, но все же несет с собой меньше всего тяжелого вооружения, раскидывать которое налево и направо, не является его первоочередной задачей.

В итоге мы имеем:

  • Масса пустого — 14 100 кг
  • Нормальная масса — 20 400 кг
  • Максимальная масса — 27 200 кг
  • Практический потолок 15 000 м
  • Максимальна скорость 2 340 км/ч
  • Боевой радиус — 1 390 км
  • Пушечное вооружение — 2 х 27 мм пушки Mauser BK-27
  • Узлов подвески — 7

На завершение выскажу свое мнение на счет вышеописанных самолётов. В моем представлении, тактический бомбардировщик должен нести много тяжелого вооружения, и чем больше — тем лучше, по понятным причинам. Он должен быть хорошо защищен, будь то современные средства РЭБ, броня или что-то еще — задача донести все это тяжелое вооружение. Как мне кажется, не так важна его максимальная скорость, предельная высота и в особенности возможность вести полноценный воздушный бой, ведь он по классу ближе к штурмовикам, к самолетам поддержки, нежели к истребителям, которые их скорей всего сопровождают на боевых вылетах. Подводя итог, считаю, что гармоничное воплощение всего этого я увидел только на примере СУ-34.


Опубликовано в Прочее Метки: ,
3 комментария на “Бомбардировщики армий мира в сравнении
  1. Мак:

    как по мне F15E делает Сухого в сухую
    и если в абсолютных значениях, у сушки есть небольшое преимучество в грузоподьемности, то в относительных он не далеко ушел от китайца
    Масса пустого — 60% от Су
    Нормальная масса относительно пустого— 198,88% против 169,96% у сушки
    Максимальная масса относительно пустого — 256,64% против 200,00%
    Практический потолок — 107,65%
    Максимальная скорость — 140,00%
    Боевой радиус — 115,45%

  2. Ватник:

    интересно для кого написан этот текст, наверное для ватников рюського мира. Автор хочет сказать что су-34 лучший в мире бамбардирофффчик? Он идет на том же уровне что и китаец. А нет китаец лучше — он легче и маневреннее при одинаковой боевой нагрузке 8000!!!!!!!!!!! кг. (у остальных больше F-15 — 11т Торнадо — 9 т и они значительно легче и маневренней су-34). ВАТНО

  3. витя:

    У русского бомбера есть неоспоримое преимущество над всеми остальными — ипанутые лётчики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*