Экономические проблемы реформирования НАТО

К давним проблемам следует отнести существование дисбаланса ресурсов НАТО, ведь львиная их доля предоставляется Соединенными Штатами, тогда как взносы европейских государств значительно меньше.

nato

Фактически США, где на оборону тратится 3,7% ВВП, финансируют безопасность Европы, государства которой выделяют на цели безопасности менее 2% ВВП. Среди новых вызовов — развертывание сил НАТО на Востоке и Юге, ведение там боевых действий. Но военные возможности не всегда соответствуют политическим потребностям. Как оказалось, уровень боевой подготовки войск НАТО недостаточный для действий в таких регионах. Существует также немало мелких вопросов, накопление которых приводит к возникновению серьезных проблем. В связи с созданием военной составляющей ЕС в странах, которые являются членами обеих союзов, возникает вопрос: как распределить средства, выделяемые на оборону, для выполнения обязательств в рамках ЕС, НАТО и собственной обороны.

Экономические и финансовые факторы определяют боеготовность и эффективность применения сил НАТО, а потому требуют постоянного внимания. В фокусе нынешнего трансформации Альянса такая проблема, как обеспечение ресурсами и финансами, требует повышения эффективности экономического развития, как НАТО, так и стран-партнеров. Альянс был успешным в 90-х годах в Европе, но пока встали новые задачи на Востоке, то есть в отдаленном пространстве.

Существуют две точки зрения на трансформацию НАТО: первая (США) — сделать его способным к выполнению широкого спектра задач без географических ограничений, а вторая (Франция) — ограничить возможности Альянса. Ранее США пытались установить определенные пределы в действиях ЕС, чтобы он не мешал НАТО, с которым Соединенные Штаты связывали реализацию своих намерений в Европе. Сегодня они смирились с укреплением ЕС, но Франция пытается ограничить деятельность НАТО. В общем, можно говорить о том, что старая Европа демонстрирует снижение поддержки нового Альянса.

Силы реагирования НАТО работают неплохо, но есть много вопросов: как их финансировать, как помочь государствам, которые не имеют средств для развертывания войск на значительном расстоянии. Нужен также координационный центр для спецопераций (а лучше бы штаб), который проводил также совместные учения сил из разных государств. Не помешает и создание потенциала стабилизации и восстановления. Опыт США в Афганистане и Ираке показал, что наличие такой возможности является крайне необходимой. Хорошо, когда в регионе существуют гражданские международные организации, сотрудничающие с НАТО в этом направлении. Но было бы лучше, если бы военные были в состоянии делать это самостоятельно. В то же время общественная деятельность является одним из ключевых факторов достижения успеха в миротворческих операциях.

Опубликовано в Мифы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*